Главная » Статьи » Мнение специалиста

Перед началом театрального сезона (мысли о театральной педагогике)

Беседа художественного руководителя Театрально-творческой лаборатории ГБПОУ «Воробьёвы горы» Сергея Викторовича Розова с главным режиссёром Театра юных москвичей Андреем Андреевичем Задубровским

С.В.Р.: Зачем нам в образовательном учреждении театр нужен, что он даст, и кому?

А.А.З.:  Во первых, мне кажется, что театр просто необходим  для внутренней организации учеников. Потому что когда ученик или студиец, который приходит на занятие, понимает, что у него появляется ответственность: за выученный текст, за усвоенный материал, за то, что сделано на репетиции; когда он понимает, что есть коллектив, - это одно.

А когда человек сидит в классе и понимает, что он завалил какой-нибудь срез по алгебре, то на коллектив это никак не повлияет. Это повлияет только на его отношение с родителями (может быть) и  с самим собой.

А когда ученик оказывается в коллективе творческом, он становится неотъемлемой частью  этого творческого процесса, и его пробуксовка или, наоборот, его отдельное существование от коллектива, дает очень много сложностей для реализации этих планов, планов, которые есть в театральной студии.

Я считаю, что, во-первых, это нужно для самоорганизации учеников.

С.В.Р.: То есть это нужно. И далеко не обязательно ребятам, которые как-то, может, мечтают об актерской профессии, а нужно именно в плане личностного развития?

А.А.З.:  Да, безусловно. Потом, в чем еще может быть плюс любительских театральных кружков ( как Вы сказали, без стремления связать свою жизнь с актерским мастерством)? Зачастую ребятам, школьникам, старшеклассникам очень сложно найти каких-то единомышленников, найти какие то интересы вне соцсетей, например.

У меня яркий пример: в прошлом году ко мне пришли несколько ребят, которые более-менее одного возраста, старшеклассники (9 класс), но из разных школ. И спустя нескольких месяцев обучения и общения в формате студийной работы в театральном кружке они сдружились настолько, что этим летом вместе поехали отдыхать в лагеря,  стали друзьями, они вместе путешествуют и проводят время. То есть они нашли себе единомышленников, с которыми им комфортно общаться, с которыми им комфортно проводить время и хочется его проводить, что самое главное.

С.В.Р.: Понятно, спасибо. Вот такая проблема, я с ней практически сталкивался, поскольку я курировал большой фестиваль общегородской, назывался "Юные таланты Московии", еще несколько лет назад он шел.

Как-то пытались мы - члены Оргкомитета - помогать в разных ситуациях, помогать и режиссерам и просто учителям, которые ведут театр в школах. И вот у меня диалоги с директорами школ, а сейчас это уже не школы, а образовательные комплексы.

"Ну как же так? У вас такой замечательный коллектив, они получили там первое место, звание лауреата на городском конкурсе, а вот вы там им в чем-то не помогаете."

Они мне на это отвечали: "Сергей Викторович, а почему мы должны помогать? У нас школа 1000 человек. Занимается в театральной студии 12 - это по списку. Ходят из ник, мы проверяем, иногда по 6-7 человек, а то и 2 человека репетируют, занимая актовый зал - говорят режиссеры: парную сцену репетируют. Сыграют они для всей школы, хорошо, то один, то два раза спектакль, в который мы вкладываем деньги на декорации, на костюмы, на оплату педагогов, отдельно по движению, отдельно на звукорежиссера, и так далее.

Что это еще дает школе, когда из 1000 человек занимается 15 человек?

И мне сложно было отвечать, сегодня у меня есть свое видение ответов, но это связано скорее не с убеждением руководителей образовательных учреждений, а с новой моделью существования театрального коллектива при образовательном учреждении. Что Вы по этому поводу думаете?

А.А.З..: Мне кажется, что есть такая проблема, что  популярность театральных кружков... сейчас, с одной стороны, спрос есть, но, с другой, народ повально не пойдет, если открыть театр при какой-нибудь школе, народ не будет повально ломиться.

Вот например, в одной школе ЦАО г. Москвы директор нашел выход, как можно привлечь интерес детей к театральному делу и сплотить их на общую работу. Раз в год, ближе к календарному новому году проводится театральный фестиваль, в котором участвуют все классы. Каждой параллели дается определенная тема (свобода выбора материала любая, хоть без слов, хоть как), но это должен быть некий театральный продукт (что-то должно происходить на сцене под эгидой этой одной темы), и интересно, что, наверное, 90% учеников этой школы, они, наверное, не хотят связать свою жизнь с театром, они не занимаются театром, но как увлеченно они включаются в работу в первые 3-4 месяца с первого сентября, чтобы до нового года успеть. Это потрясающе!

И самое главное, что потом вся школа собирается, этот фестиваль идет несколько дней, и с первого по одиннадцатый класс параллели показывают спектакли, все собираются, все смотрят, они встречают апплодисментами каждый выход, то есть есть некая сплоченность школы, и то есть, я понимаю, на что тратится время в том же самом актовом зале, и там коммуникации, свет, вода, художник по свету, художник по звуку, когда приходит работать. И здесь понятно, потому что здесь идет общий школьный творческий процесс и появляется некий азарт, то есть не как бывает, что появляется клише «А» класс лучше «Б», а «Б» класс лучше «А». Сразу все рамки стираются, и можно на деле посмотреть, кто и что из себя представляет, кто как себя может проявить.

С,В,Р,: Да, очень интересно. Но вообще опыта достаточное количество в столице разного использования потенциала театра в существовании всего учреждения. Мы, наверное, и в следующих беседах будем с разными людьми про это говорить, я убеждем в одном, что то движение, театральное, студийное, школы, которое так бурно шло, где-то в период, особенно конца 80-ых годов, в 90-ые годы, когда главным достижением коллектива было какое-то, допустим, оригинальное название на современную тематику, острая проблематизация, уровень самого спектакля, потом участие в фестивале. Получение с этим спектаклем каких-то пряников. Мне кажется, все-таки сегодня - это не то, что не нужно, нет, это тоже должно оставаться, но этого мало, или можно совсем по-другому выстраивать театральную жизнь в рамках учебного заведения. потому что в конце концов я всю жизнь тоже искал этой новой театральной педагогики ( я пришел достаточно поздно в образование, в систему образования, работал в системе культуры, в профессиональных театрах, ставил спектакли, может, поэтому).

Но мне, когда я сюда пришел 12 лет назад, была даже странной и непонятной эта идея : «А мы поставим спектакль, лучше, чем в професиональном театре». Мне кажется, такой установки не должно быть в студийном, самодеятельном, любительском творчестве, а тем более школьном. Никто не говорит, что спектакли должны быть плохие, некачественные, но главное ли тут уровень самого спектакля?

Тем более если мы говорим тут про постановочные эффекты, костюмы и так далее. А как использовать этот театральный потенциал, конечно, потенциал мощный, потенциал, способствующий разностороннему развитию не только учащегося, но и педагога.

Вот в сегодняшних условиях, когда школы Москвы стали весьма творческими и ребенку есть куда вложить свои творческие способности, весь свой потенциал, кроме театрального, например, движения. Мне кажется, это тема, которая станет сквозной в цикле тех бесед, которые я предлагаю журналу ПроДОД, и мы обязательно продолжим, а Вам, Андрей Андреевич, большое спасибо, я думаю, что Вы поможете мне как соведущий в последующих беседах, а может, мы через какое-то время снова вернемся к отдельной беседе с Вами и рассмотрим разные аспекты, которых очень много, а именно: Учитель как артист; Что делать с ребятами, которые рвутся в театральный ВУЗ, но мы видим, что у них нет потенциала (не внешнего, но все равно есть какие-то данные, какая-то предрасположенность)?;  Как, не травмируя их, сказать им об этом; Почему мы, говоря о том, что у нас есть в школе театр, забываем что театр - искусство синтетическое и что это и гримеры, а соответственно, это углубленное изучение ИЗО, это и культурологи, потому что тот материал, который мы берем, нуждается в осмыслении.

И много, мне кажется, тем в сегодняшней образовательной театральной жизни столицы.

Категория: Мнение специалиста | Добавил: art-edu (29.08.2016)
Просмотров: 1934 | Теги: театральная педагогика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar