Главная » Статьи » «Методические разработки» » Дидактические материалы

«Чувство патриотизма. Наше участие в Вахте памяти»

Силантьева Светлана Александровна,

заведующая студией литературного творчества и художественного слова,

педагог Центра художественного образования ГБПОУ «Воробьевы горы»

80-летию Московского Дворца Пионеров посвящается…

image001

В 2016 году Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества на Воробьёвых горах праздновал свое 80-летие.

Основанный в 1936 году как городской Дом пионеров и октябрят, Дворец сегодня - это крупнейшее многопрофильное государственное учреждение в системе дополнительного образования - комплекс «Воробьевы горы», включающий в себя 23 образовательные подразделения.

В его исследовательских лабораториях, студиях, художественных и технических мастерских, спортивных школах и секциях, творческих коллективах, группах развития, кружках систематически занимается более 27,5 тысяч человек. Юному москвичу от 6 до 18 лет Дворец дает возможность творческого развития и учебно-исследовательской деятельности в области науки и культуры, технического, художественного и социального творчества, информационных технологий, экологии, этнографии, физической культуры и спорта.

Общение детей и педагогов происходит не только в учебных аудиториях, но и на научно-практических конференциях, в поисковых и фольклорных экспедициях, в профильных лагерях, в туристских походах, экскурсиях и слетах по всей территории России. Стало хорошей традицией проводить на территории Дворца, в его зрительных залах, городские праздники с одновременным участием до 20 тысяч детей и их родителей: День города, Международный день семьи, Международный день защиты детей, праздник Рождества на Воробьевых горах, Неделя игры и игрушки, Неделя детской книги, новогодние представления.

Среди сотен тысяч выпускников, прошедших школу Дворца, такие замечательные люди, как Р. Быков, Н. Бессмертнова, С. Баруздин, В. Васильев, Н. Гундарева, Л. Касаткина, М. Кошевая, Ю. Кидяев, С. Никоненко, С. Ростоцкий, Т. Синявская. Став частью новейшей истории России, Дворец детского творчества аккумулирует передовой опыт в работе с подрастающим поколением. Неотъемлемой частью образовательных программ, реализуемых в его студиях, является патриотическое воспитание обучающихся, стремление развить в них интерес к истории России. Наша студия литературного творчества и художественного слова является старейшей студией Дворца. Ее опыт по патриотическому воспитанию подрастающего поколения особо ценен и может быть использован образовательными организациями города Москвы.

По итогам многолетней работы нам важно поделиться опытом участия в линейке памяти у Могилы Неизвестного солдата в Александровском саду Кремля и в конкурсе «Слова, спасающие мир!». В своей работе по этому направлению мы используем подходы, сформулированные в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая продолжает и сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан на основе инновационных технологий воспитания патриотизма в современных условиях.

Одним из направлений этой Программы является повышение роли образовательных организаций и учреждений культуры в воспитании подрастающего поколения. Практические подходы к патриотическому воспитанию наших ребят - это тематические занятия в рамках образовательных программ, участие в различных мероприятиях Дворца и по приглашениям различных организаций. В Московском Дворце пионеров (ГБПОУ «Воробьевы горы») регулярно проводятся мероприятия по патриотическому и гражданскому воспитанию. Одно из таких мероприятий проходит каждый год в канун Дня Победы. Обучающиеся Дворца пионеров выполняют почётную и ответственную миссию – участвуют в торжественной Линейке Памяти, несут Вахту Памяти у Вечного огня в Александровском саду Кремля.

Приходя каждую весну к Могиле Неизвестного Солдата, ребята вместе с педагогами возлагают цветы, исполняют литературные и музыкальные произведения, посвящённые памяти о всенародном подвиге и перенесённых испытаниях, о героизме миллионов в годы Великой Отечественной войны. Доброй традицией стали выступления студии литературного творчества и художественного слова на Линейках Памяти. В исполнении юных чтецов звучит поэтическое посвящение подвигу военных лет. Ребята очень гордятся участием в этом важном мероприятии.

Выпускница нашей студии Екатерина Феоктистова, по окончании продюсерского факультета «Школы-студии им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова» работающая помощником художественного руководителя Центра им. В.Э. Мейерхольда, вспоминает: «…незабываемое впечатление, оставшееся на всю жизнь, когда говоришь перед огромной площадью, кажется, - перед всей страной… Оркестр. Хор. Торжественный караул. Сотни глаз, смотрящих на тебя. Слёзы зрителей. И какое-то, единство людей… И твой голос, который звучит и просит помнить о прошлом и не допустить войны, злобы и ненависти. И, кажется, что после нашего выступления обязательно наступит мир…»

В ходе подготовки Линейки Памяти и других мероприятий патриотической направленности, в процессе бесед со студийцами в последнее время отмечается недостаточное представление о патриотизме, а подчас и неумение оценивать события прошлого и современности, используя учебную, художественную и документальную литературу.

В процессе занятий по программе «Конферанс. Сценарное мастерство» значительная роль уделяется умению правильно подобрать и проанализировать документальный и художественный материал для тематических мероприятий. Обучающиеся должны стать компетентными в области исторических и документальных фактов, раскрывающих эпоху Великой Отечественной войны и значимость победы над фашизмом. Под компетентностью понимается не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, критичность мышления, способность выбирать оптимальные и наиболее эффективные решения и отвергать ложные.

Не секрет, что в последние годы проявляется тенденция к сознательному преуменьшению роли победы советского народа над фашизмом. Поэтому в ходе подготовки сценарного материала и отбора участников из числа обучающихся студии литературного творчества и художественного слова, группа «Конферанс Сценарное мастерство» планирует провести открытые занятия-беседы для всех обучающихся студии. Занятия будут состоять из теоретической части, в ходе которой обучающиеся узнают об истории создания памятника «Могила Неизвестного солдата», о героизме советских воинов в годы Великой Отечественной войны, их роли в победе над фашизмом, о таких негативных явлениях в современном мире, как нацизм, неофашизм, антисемитизм, геноцид, расизм.

Это необходимо для того, чтобы в полной мере осознать значимость антифашистского движения и сущность такого необходимого понятия в современном мире как толерантность. В занятия будет включена и практическая часть – товарищеские чтения – исполнение произведений для выбора участников Линейки Памяти. Перед занятиями обучающимся будет предложен список рекомендованной литературы для более подробного ознакомления с темой и выбора произведений для исполнения.

В качестве примера привожу предполагаемый план первого занятия «Что такое чувство патриотизма? Наше участие в вахте памяти».

Открытое занятие по теме «Чувство патриотизма. Наше участие в Вахте памяти» Студия литературного слова. Группа «Конферанс. Сценарное мастерство»

Педагог - Силантьева Светлана Александровна

Цель занятия - повышение интереса обучающихся к истории Отечества, к художественной литературе, посвящённой Великой Отечественной войне, активизация их творческого потенциала, формирование чувства гордости за свою страну, осознание необходимости сохранения памяти о подвиге народа в Великой Отечественной войне; развитие интереса к исследовательской деятельности.

Задачи

Обучающие: - дать знания об истории создания мемориала «Могила Неизвестного солдата» в Москве, в Александровском саду Кремля; - познакомить с особенностями ведения массового мероприятия – Линейка Памяти в соответствии с его форматом; - развить навыки и умения выбора документального и художественного материала для тематических мероприятий, посвящённых подвигу народа в Великой Отечественной войне.

Развивающие: - формировать культуру проявления гражданских чувств; -развивать способность фиксировать и осмысленно комментировать особенности окружающего мира, поведение людей; - развить умение работать в группе; -формировать навыки критического мышления.

Воспитательные: -воспитать чувство патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому нашего Отечества; -воспитать чувство уважения к людям различных национальностей; -развить чувство коллективизма; помощи старших младшим в группах, как при освоении материала, так и при непосредственном участии в мероприятии.

В результате данного занятия обучающиеся будут уметь:

- участвовать в подборе художественного и документального материала на заданную тему для участия в массовых мероприятиях патриотической направленности и ведения массовых мероприятий различных форматов (концерт, тематический вечер, линейка памяти, и т.д.).

- участвовать в ведении массовых мероприятий в заданном формате;

- работать в группе; - провести беседу на тему «Патриотизм, как я его понимаю», используя полученные знания.

Структура занятия

  1. Введение в тему.
  2. Рассказ об истории создания памятника «Могила Неизвестного солдата» в Александровском саду Москвы у стен Кремля.
  3. Формат массового мероприятия Линейка Памяти. Начало - педагог. Далее - беседа.
  4. Понятие «патриотизм» в современном обществе. Что мы знаем о героизме советских воинов в годы Великой Отечественной войны, их роли в победе над фашизмом. Беседа.
  5. Практическое занятие по закреплению понятий, групповая работа.
  6. Товарищеские чтения произведений, посвящённых Великой Отечественной войне.
  7. Подведение итогов. Обсуждение выступлений.

Формы и методы: - беседа; - товарищеские чтения с кратким вступительным словом исполнителя о выбранном произведении.

Ход занятия:

  1. Педагог рассказывает о целях и задачах данного занятия, о форме его проведения, помогает создать атмосферу сотрудничества и доверия. Говорит о понятии компетентности в каком-либо вопросе, о принципах построения беседы.
  2. Рассказ об истории возникновения Могилы неизвестного солдата. Обучающиеся узнают о том, что Могила Неизвестного солдата – памятник-символ в честь воинов, погибших в боях.

Первая Могила Неизвестного солдата была сооружена в Париже в память жертв первой мировой войны. Церемония ее открытия и зажжения Вечного огня состоялась 11 ноября 1920 года. В Советской России первое мемориальное сооружение в память героев, павших в борьбе с врагами в период февральской и октябрьской революций и гражданской войны, было открыто в центре Марсова поля в Петрограде 7 ноября 1919 года (с 1957 года горит Вечный огонь). Память о героизме советских воинов в годы Великой Отечественной войны увековечена многими мемориальными сооружениями, в том числе могилами Неизвестного солдата в ряде городов страны. В Москве мемориал «Могила Неизвестного солдата» сооружен в Александровском саду у Кремлевской стены. В декабре 1966 года, в дни 25-летия разгрома гитлеровских войск под Москвой, с 41-го километра Ленинградского шоссе, место кровопролитных боев, в Александровский сад был перенесен, а 3 декабря торжественно погребен прах Неизвестного солдата. 8 мая 1967 года открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата». На могиле был зажжен Вечный огонь славы, который вырывается из середины бронзовой звезды, размещенной в центре зеркально отполированного черного квадрата из лабрадора, обрамленного площадкой из красного гранита. Факел был доставлен из Ленинграда, где был зажжен от Вечного огня на Марсовом поле. «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» - начертано на гранитной плите надгробия. Слева от надгробия - стена из малинового кварцита с надписью: «Павшим за Родину. 1941-1945». Справа на невысоком гранитном постаменте вдоль Кремлевской стены поставлены в ряд блоки из темно-красного порфира, под ними в урнах хранится священная земля городов-героев – Ленинграда, Киева, Минска, Волгограда, Севастополя, Одессы, Керчи, Новороссийска, Мурманска, Брестской крепости, Тулы и Смоленска. На каждом блоке - название города и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». Надгробная плита могилы-памятника увенчана объемной бронзовой композицией - солдатская каска и лавровая ветвь, лежащие на боевом знамени (установлена в 1975 году). Ансамбль сооружен по проекту архитекторов Д.И. Бурдина, В.А. Климова, Ю.А. Рабаева, скульптор Н.В.Томский. Указом президента РФ от 8 декабря 1997 года, начиная с 12 декабря 1997 года, установлен постоянный пост почетного караула у Вечного огня на Могиле Неизвестного солдата из состава Президентского полка Комендатуры Московского Кремля. Мемориал «Могила Неизвестного солдата» в Москве является местом возложения венков в дни праздников, ее посещают многочисленные делегации, в том числе прибывающие в Москву с официальными визитами главы иностранных государств и правительств.

3. Студия литературного творчества и художественного слова на протяжении многих лет участвует в линейках памяти, исполняя литературные композиции, посвящённые подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне. Назначение в Почётный караул для несения Вахты Памяти у Вечного огня воспринимается, как великая честь. Педагог и студийцы, участвовавшие в линейках памяти, описывают структуру мероприятия, примерный сценарный план, отвечают на вопросы обучающихся первого года обучения.

4. Беседа переходит к раскрытию понятия «патриотизм». В беседе студийцы определяют, в чём же проявляется патриотизм, кого можно считать патриотом. Что делает патриот для своей Родины, достойно ли он учится и трудится на её благо, готов ли встать на защиту? Как проявлялся патриотизм во время Великой Отечественной войны? Знают ли ребята, что против фашизма боролся Советский Союз, который населяли самые разные национальности и народы. Как сохранить, как спасти мир, уважая культуру и обычаи многонациональной России и других стран? Какие слова для этого найти? Какие мероприятия мы можем придумать и провести? Ответы на эти вопросы ребята находят в беседе с педагогом.

5. Педагог предлагает обучающимся, вспомнив о понятии «сценарный план» и, поразмышляв в течение определённого времени, кратко изложить своё видение сценарного плана проведения какого-либо патриотического массового мероприятия, посвящённого подвигу народа в Великой Отечественной войне для проведения в школе, дворце, на площадках города. Это может быть концерт, литературно-музыкальная композиция, митинг.

6. Прокомментировав сценарные планы, остановившись на наиболее интересных предложениях, педагог предлагает перейти к товарищеским чтениям, предложив всем записывать названия и авторов исполняемых произведений для возможного последующего включения в свои личные выступления на школьных и других массовых мероприятиях, а также для составления сценариев на данную тему. Обсуждается предстоящий конкурс художественного слова, ораторского искусства и литературного творчества «Слова, спасающие мир», который будет способствовать укреплению межнациональных связей, воспитывать уважение к речевым жанрам

7. Товарищеские чтения. Исполнение произведений по теме (как известных авторов, так и собственного сочинения). Исполнение произведений на языке народов, носителем языка которых являются семьи студийцев. Русский перевод произведений.

8. Краткий анализ исполненных произведений: отзывы обучающихся и педагогов студии. Раздача списка литературы, рекомендованной по данной теме (см. Приложение)

«СЛОВА, СПАСАЮЩИЕ МИР» В итоге таких занятий рождаются идеи, подобные той, которая была реализована в прошлом учебном году студией литературного творчества и художественного слова центра художественного образования ГБПОУ «Воробьевы горы». С 10 февраля по 24 апреля был проведен конкурс литературного творчества, художественного слова и ораторского искусства «Слова, спасающие мир» в рамках городской конкурсной программы «Новые вершины» для обучающихся образовательных организаций города Москвы. В рамках конкурса прошли концерты победителей в Государственном историческом музее (Красная площадь, д.1) и перед Покровским собором 22 мая 2016 г.

Приложение

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Алексеев С.П. Взятие Берлина. Победа! 1945. – М., 2005.
  2. Алексеев С.П. Герои Великой Отечественной войны. – М., 2005.
  3. Алигер М.И. Стихи и проза в 2-х томах – М., 1975.
  4. Антокольский П.Г. Стихотворения и поэмы. – Л., 1982.
  5. Берггольц О.Ф. Собрание сочинений в 3-х томах. – Л., 1988.
  6. Бондарев Ю. Горячий снег. – М., 2005.
  7. Васильев Б. А зори здесь тихие… В списках не значился. – М., 2004.
  8. Венок славы, Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в 12 томах – М.,1983-1991.
  9. Друнина Юлия, Твардовский Александр, Эренбург Илья, Окуджава Булат, Симонов Константин, Горбачева Н. – М., 2007 .
  10. Евтушенко Е. Мое самое-самое. – М., 1995.
  11. Ильина Е.Я. Четвёртая высота . – М., 2004.
  12. Кассиль Л. Линия связи. – М., 2005.
  13. Катаев В. Белеет парус одинокий. Сын полка. – М., 2005
  14. Печерская А. Дети-герои Великой Отечественной войны. – М., 2005.
  15. Побединская Л. Дни воинской славы России: Сценарии праздников в школе. (Растим патриотов России).- М., 2007.
  16. Священная война. Стихи о Великой Отечественной Войне. – М., 1966.
  17. Твардовский А.Т. Собрание сочинений. – М., 1966.
  18. Шолохов М. Они сражались за Родину. – М., 2005.
  19. http://tolerantnost.narod.ru/index.html
  20. image007   OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Категория: Дидактические материалы | Добавил: art-edu (19.02.2017)
Просмотров: 572 | Теги: звучащее слово, Вахта памяти, патриотическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar