Главная » Статьи » Мнение специалиста |
Основная цель современного образования, обозначенная в федеральном государственном oбразовательном стандарте (далее – ФГОС) - создание такой ситуации развития обучающихся, которая сможет обеспечить сoциальную самоидентификацию через личнoстнo значимую деятельность. Эту идею предполагается реализовывать через успешнoе В сoвременной педагогической литературе новым социальным институтом, основная функция которого – коммуникация, не без оснований названа всемирная сеть интернет.
Характер деятельности, складывающейся при использовании интернет-ресурсов в обучении, отличается интенсивным управленческим и коммуникационным про цессом обмена знаниями, высокой мотивацией обучающихся к саморазвитию и постижению новoго, повышением чувства индивидуальной oтветственности в группoвой деятельности, высокой эмoциональной oкраской и чувством психолoгической пoддержки со стoрoны. Дидактический пoтенциал спосoбов и приемов, предоставляемых телекоммуникационными инфoрмациoнными технологиями (далее – ТИТ) для субъектов образовательной системы (обучающийся и обучающий), описан в табл. 1 (Н.Л. Галеева, О.Ю. Заславская)*. Дидактический потенциал способов и приемов, предоставляемых ИТТ для субъектов образовательной системы
Развитие общепользовательской ИКТ-компетентности с использованием интернет-ресурсов в обученииВ результате изучения всех предметов в прoцессе пoлучения основного общего образования дальнейшее развитие у обучающихся получат «личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (oбщая и предметная) и общепользовательская ИКТ- компетентность»*. Именно эти образовательные результаты составляют психоло го-педагогическую и инструментальную oснoвy формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; а в дальнейшем – способности к сотрудничеству и ком муникации, решению личностно и социально значимых проблем, способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии, лежащих в основе социальной самоидентификации, выбора и реализации личностно значимой деятельности. Таким образом, ФГОС определяет общепользовательскую ИКТ-компетентность как одну из ведущих целевых установок, а ее формирование – как один из основ ных результатов обучения, связанных с социальной самоидентификацией. Формирование общепользовательской ИКТ-кoмпетентности происходит не только в рамках освоения всех учебных предметов. На ее становление и совершенствование должна быть направлена одна из 4 междисциплинарных программ:
Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ может являться составной частью разработанной образовательной организацией (далее – ОО) общей программы воспитания и развития учащихся или отдельных программ формирования универсальных учебных действий (далее – УУД), ИКТ-компетентности учащихся, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегий смыслового чтения, работы с текстом и информацией. Формирование общепользовательской ИКТ-компетентности обеспечивается интеграцией знаний и опыта, получаемых на уроке информатики и ИКТ, ценностей и смыслов индивидуальной информационной культуры обучающегося, которая формируется в процессе реализации каждого конкретного урока по любому учебному предмету. Реализация программы формирования общепользовательской ИКТ-компетентности через использование интернет-ресурсов в обучении – это работа с субъектным опытом ученика. Затруднения, которые могут возникнуть в деятельности прежде всего учителя информатики, в этом случае имеют как объективный, так и субъективный характер (Н.Л. Галеева, О.Ю. Заславская). Информатика и ИКТ как школьный предмет требует от ученика прежде всего владения стратегией левополушарного мышления, прекрасно справляющегося с логи ческими задачами, отвечающими на вопрос «почему?», но «пасующего» перед вопросом «а зачем?..». А обучение в рамках междисциплинарной программы опирается не на стратегию логики «или-или», а на стратегию систем ного, интегрирующего мышления, допускающего рассуждения по типу «и – и – и...». Следовательно, учителю необходимо самому научиться «видеть» в каждой теме потенциал личностного развития, уместно поставить себя на позицию обучающегося и ответить на следующие вопросы:
После определения целей для ученика, проектирования окончательной зачетной работы и собственных целей учителю необходимо оценить ресурсы, имеющиеся у него и ученика для реализации поставленных целей. Рассмотрим возможности, которые предоставляют современные телекоммуникационные информационные технологии в обучении для формирования общепользовательской ИКТ-компетентности обучающегося. Онлайн-офисы в интернет-ресурсах в обученииВ первую очередь формированию общепользовательской ИКТ- компетентности в рамках обучения любому предмету способствует взаимо действие обучающихся с сервисом, позволяющим работать с текстовыми, табличными, графическими документами и презентациями непосредственно в окне браузера. Это бесплатные онлайн-офисы, которые включают текстовый, табличный редакторы и сервис для создания интернет-презентаций, а также сервис облачного хранения файлов пользователей с функциями файлового обмена. Такие сервисы представляют собой веб-ориентированное программное обеспечение для компьютера, т. е. программу, которая работает в рамках браузера без установки на персональный компьютер пользователя. Такой сервис позволяет
Среди недостатков можно назвать необходимость использовать внешние сетевые ресурсы. Например, можно предложить учащимся, работая с текстом (урок русского языка, информатики и ИКТ, внеурочная деятельность и др.) в режиме коллективного редактирования, подобрать материал и создать газетный листок по темам:
Необходимо продумать название темы или газеты, указать номер и дату выпуска, имена и адреса авторов. Тексты снабдить названиями, рисунками, цитатами. Статьи расположить в колонках. Задание выполняется по группам. Каждая группа учащихся формулирует тему газетного листка и основных статей. Участникам групповой работы необходимо приложить картинки и текстовый документ. Данная работа позволяет обсуждать в группах возникающие идеи, осуществлять совместное редактирование, рецензировать работы и публиковать свои произведения. Научить работать с таблицами обучающихся можно на примере создания таблицы известных каналов связи, их состава и характеристик. Учитель со ставляет исходную таблицу и предоставляет права доступа к таблице учащим ся. Они могут работать персонально или в малых группах: искать информацию в сети Интернет и заполнять таблицу. В качестве домашнего задания можно предложить дополнить полученную таблицу иллюстрациями соответствующих каналов связи. Учитель имеет возможность отслеживать этапы совершенство вания каждого письменного задания по мере того, как учащиеся его редакти руют. Использование таких интернет-ресурсов в обучении позволяет организовать сетевой сбор информации от множества участников через заполнение табличной формы, в этом случае ответы участ ников автоматически добавляются в электронную таблицу. Презентации также создаются коллективно или в малых группах в режи ме общего доступа. Учащимся необходимо оформить тему слайда, подобрать цвет текста, использовать разные макеты слайдов, продемонстрировать полу чившуюся презентацию в режиме просмотра слайдов. Осуществляется со вместная работа над созданием презентации: просмотр, совершенствование, составление вопросов; публикация презентации в классном блоге или на сайте; использование сетевого окружения для управления всем процессом выполнения письменных работ (табл. 2). Задания для работы в группах над созданием совместной презентации на тему «Высказывания. Логические операции» (урок информатики и ИКТ)
Использование сервиса «Календарь» как телекоммуникационной информационной технологии в обучении«Календарь» – сервис, который позволяет:
Использование этого интернет-сервиса в обучении является достаточно простым, но очень полезным инструментом в работе учителя. Он позволяет создавать несколько календарей по различным сферам деятельности, названия которых будут отображаться в форме «Мои календари», также возможно просматривать другие календари, доступ к которым открыт. Эти функции календаря очень удобны, если появ ляется потребность коллективно разработать график или регламент каких либо мероприятий, включая планирование этапов выполнения проектных работ. Совмещение нескольких календарей позволяет исключить совпадения событий и найти свободное время для новых мероприятий. Возможность изменять цвет для разных календарей также существенно упрощает их чтение на экране. Этот сервис является достаточно простым, но очень полезным инстру ментом в работе учителя. Он позволяет создавать несколько календарей по различным сферам деятельности, названия которых будут отображаться в форме «Мои календари», также возможно просматривать другие календари, доступ к которым открыт. Эти функции календаря очень удобны, если появ ляется потребность коллективно разработать график или регламент каких либо мероприятий, включая планирование этапов выполнения проектных работ. Совмещение нескольких календарей позволяет исключить совпадения событий и найти свободное время для новых мероприятий. Возможность изменять цвет для разных календарей также существенно упрощает их чтение на экране. Применение такой телекоммуникационной информационной технологии в обучении организует обучающихся, учит их планированию и самоконтролю. Создание веб-страниц с использованием интернет-ресурсов в обученииСервисы для создания веб-страниц представляют собой доступные и легкие способы создания веб-страниц и совместной работы над ними; единую систему хранения всей необходимой информации; систему управления права ми на просмотр и изменение опубликованной информации. Учитель может совместно с обучающимися создать единый ресурс по учебному предмету, который должен содержать теоретическую информацию, последние объявления и обновления в домашних работах. Помимо этого можно размещать задания, результаты выполнения которых учащиеся должны видеть в комментариях. Применение этих телекоммуникационных информационных технологий в обучении существенно расширяет образовательное пространство всех участников образовательного процесса. Пример: сайт методического объединения или кафедры учителей пред метов естественнонаучного цикла, который может включать персональные страницы преподавателей химии, физики, биологии, географии и др. На этих страницах учителя могут размещать ссылки на дополнительные учебные материалы, изучение которых не предусмотрено непосредственно на уроке, но они представляют большой интерес для учащихся при выполнении иссле довательской и проектной работы. Также можно размещать теоретический и иллюстративный материал по проведенным урокам для обучающихся, про пустивших занятия или желающих еще раз вспомнить материал урока, домашние задания, контрольные материалы, материалы для подготовки к промежуточной или государственной итоговой аттестации, инструкции по их выполнению, ссылки на интерактивные учебные ресурсы – интерактивные рабочие тетради, задачники, тесты и многое другое. Создание блогов с использованием интернет-сервисов в обученииСервисы для создания персонального блога предоставляют пространство для:
При помощи сервиса «Блог» можно подготовить сообщение, содержащее задания к уроку «Компьютерные презентации», создать текст с заданием при помощи панели инструментов для оформления текста. После подготовки текста сообщения в блоге его можно предварительно просмотреть с помощью кнопки «Просмотр», сохранить в черновики для дальнейшей публикации (кнопка «Сохранить») и опубликовать в своем блоге (кнопка «Опубликовать сообщение»). В личном блоге преподаватель публикует сообщения, содержащие до машние задания на любую выбранную тему. Если у учащихся возникают во просы, они могут задать их в комментариях к данному сообщению. Групповой блог, созданный с помощью интернет-сервисов в обучении, может быть средством коллективной работы: педагоги могут формулировать вопросы и задания для обучающихся, а также давать ссылки на дополнительные материалы и ресурсы по теме; организо вывать обсуждение тем курса, стимулирующее учащихся к самостоятельному анализу полученной информации. Индивидуальный блог может служить личным виртуальным пространством для публикации новостей, ссылок, идей, заметок, как для ведущего данный блог, так и для его читателей. Для обуча ющихся блог на тему проектной (исследовательской) работы может стать способом привлечения одноклассников и преподавателей к обсуждению, критике и коррекции по ходу подготовки задания. Постоянная практика использования телекоммуникационных информационных технологий в обучении приучает к новому стилю обучения, подсказывает педагогические и организационные решения учебных ситуаций. С одной стороны, участники образовательных отношений получают рабочую площадку для размещения материалов, с другой – ценность каждого участника в рамках этой площадки устанавливается им самим, вернее, тем вкладом, который он вносит в общее дело. Специфика всех интернет-сервисов в обучении состоит в возможности совместной работы над любым контентом: приглашая пользователей, можно вместе редактировать документ, отслеживать все изменения, внесенные тем или иным соавтором (с возмож ностью вернуться к любому из вариантов), составлять коллективное расписа ние (исключая путаницу и возможные накладки в графике работы), загружать фотографии и иллюстрации. Возможность создания групп позволяет организовывать совместную работу над проектами, отводя под каждый из них от дельную площадку в сети Интернет (аналог сайта с его разделами и форумами). Такая совместная работа делает процесс обучения открытым для учеников, учителей и для родителей. Создание интеллект-карт с использованием интернет-сервисов в обученииКарты памяти, интеллект-карты, карты знаний (англ. название Mind maps) – это уникальный и простой метод запоминания информации. Автор этого метода – известный специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен. Интеллект-карты – это красивый инструмент для решения таких задач, как подготовка презентаций, планиро вание своего времени, запоминание больших объемов информации, прове дение мозговых штурмов и самоанализа, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие*. Карты памяти включают диаграммы и схемы, в которых в наглядном виде представлены различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то одной общей иде ей. Представляют собой горизонтально расположенный лист, в центре кото рого помещена какая-то тема. От нее рисуются ветви со своими собственны ми значениями. Существует большое количество сетевых ресурсов, позволяющих строить интеллект-карты и осуществлять совместную деятельность**. В связи с этим хочется отметить колоссальный дидактический потенциал их использования в процессе организации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся***. Применяя интернет-сервисы в обучении созданию интеллект-карт, можно наглядно показать классификацию или виды понятий, красочно и систематизировано представить ученикам новую информацию, готовить раздаточный материал и опорные конспекты, составлять понятные и ясные конспекты к урокам, готовиться к различным презентациям и выступлениям, экономить время на уроке для подведения итогов после изучения главы или в конце года по изученному материалу, офор мить план учебных и внеучебных мероприятий на учебный год. При объяснении нового материала можно показать интеллект-карту, скрыв отдельные ветви, для построения дальнейшей аналитической работы обучающихся по освоению нового материала. Ученики сами могут прогнози ровать, что находится в каждой ветви, а когда ветвь открыта – зафиксировать основные тезисы в рамках изученной темы в тетрадях. В процессе объяснения учителем новой темы учащиеся самостоятельно составляют интеллект-карту изучаемых понятий, в конце урока представляют свою работу для общего обсуждения. Использование интеллект-карт в подготовке домашней работы необходимо для демонстрации связи между объектами, знакомства с работой образовательного ресурса или сайта. В проектной работе интеллект-карта помогает создать план, продумать структуру или содержание проекта, показать идею, цели, задачи и основные этапы проектной работы, создать структуру Сервисы для создания интерактивных учебных материалов с использованием интернет-ресурсов в обученииТакже существуют сервисы*, которые предоставляют возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для контроля и само контроля учащихся без знания языков программирования. Возможности использования подобной телекоммуникационной информационной технологии в обучении и внеучебной практике следующие:
Ленты времени** (ресурсы для создания лент (шкал) событий), облако слов***, QR-коды – вот далеко не полный перечень сетевых ресурсов, позво ляющих расширять возможности обучения, общения и социализации уча щихся. Лента времени (англ. Time Line – линия времени) проста в управлении и подходит для выполнения заданий как на уроке, так и дома. Создавая работу по конкретной теме, ученик не только запомнит события, объекты, процессы и явления, но и то, где эти события происходили. Лента времени позволяет просматривать заранее заготовленные временные иллюстрации, создавать, обмениваться и сравнивать, в т. ч. в совместной работе. Также служит для:
Каждое событие, представленнoе на ленте времени, можно описать, до бавить ссылку на ресурсы, размещенные в сети Интернет, сопроводить фотографией или иллюстрацией. Это может быть рассказ о летних каникулах, путешествиях, экспедициях, географических открытиях, исторических собы тиях, исторической личности, этапах развития вычислительной техники и пр. Освоить работу с сервисом «Облако слов» очень просто. Необходимо выбрать для себя удобный и приятный интерфейс, скопировать необходимый текст и выбрать команду – создать облако. Полученное в результате изображение можно использовать как набор ключевых слов проекта, исследования, рассказа. Можно с его помощью составить правильное предложение, ление понятия, название темы урока, расшифровать пословицу. QR-код (двухмерный штрих-код) – последовательность черных и белых полос, представляющая определенную информацию в виде, удобном для считывания техническими средствами – мобильными компьютерными устрой ствами. С помощью штрихового кода кодируют информацию о некоторых наиболее важных параметрах объекта, процесса или явления. Такие коды разработаны специально для кодирования и считывания большого объема информации (до нескольких страниц текста). Двухмерный код считывается при помощи любого мобильного компьютерного устройства. Вопрос или спра вочную информацию по предмету можно зашифровать в виде QR-кода. При мер использования: найти ответ на необычный зашифрованный вопрос; раз гадать все коды, составить правильное предложение, затем ответить на вопрос; получить справочную информацию об историческом объекте; подготовить зашифрованное домашнее задание и пр. Предлагаемые для использования телекоммуникационные информационные технологии в обучении носят мультисенсорный, повсеместный и междисциплинарный характер, интегрированы практически во все виды жизнедеятельности человека и активно вовлечены в сферу мультимедиа. Учитель является не столько «носителем знания», сколько равноправным партнером по учебной коммуникации. * Богданов Д.В. Социальные функции Интернета. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Ло бачевского. Серия «Социальные науки». 2011. No 1. С. 114–120.
Источник: http://www.menobr.ru/article/59937-qqe-16-m8-ispolzovanie-telekommunikatsionnyh-informatsionnyh-tehnologiy-v-obuchenii | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2069 | | |
Всего комментариев: 0 | |