15.02.17 на Методическом круглом столе Ресурсного центра на ул. Сальвадора Альенде, 7 прошло очередное занятие для сотрудников РНМЦ НО. По итогам цикла занятий (проходят в разных формах: дискуссия, семинар, организационно-деятельностная игра) планируется издание электронного сборника, который, мы надеемся, будет полезен педагогическому сообществу сферы дополнительного образования.
В этот раз была рассмотрена тема: "Информационно-аналитическое сопровождение деятельности"
Заметки к теме (Вершинин С.И., д.п.н.)
Инновационные процессы в образовании, понимаемые как комплексная деятельность по созданию, освоению и распространению инноваций невозможны без создания информационно-аналитического сопровождения образовательной деятельности, что применительно к деятельности Центра представляет собой информационно-аналитическое сопровождение методической деятельности.
Технология реализации этой функции состоит из следующих этапов:
1. Формирование банка образовательных инноваций
2. Анализ представленных инноваций с позиции основной миссии деятельности Центра;
3. Формулирование выводов и рекомендаций о целесообразности дальнейшего использования представленных инноваций;
4. Распространение инновационного опыта.
Основным методом информационно-аналитического сопровождения методической деятельности являются в современной действительности, на наш взгляд, такой метод инновационного менеджмента, как бенчмаркинг. Образовательный бенчмаркинг в деятельности Центра – это процесс поиска и внедрения в практику работы «Воробьевых гор» и московского образования в целом новых процессов и новых образовательных проектов, непрерывный процесс улучшения алгоритмов и технологий оказания образовательных услуг, продуцирования методической и учебной продукции.
Информационно-аналитическая деятельность в области образовательных инноваций имеет несколько составляющих. Во-первых, это непосредственное участие в инновационных процессах, во-вторых - поиск и создание информационного банка инноваций, в-третьих - информационно-аналитическая поддержка принятия решений при оценке эффективности инноваций, что требует обработки больших массивов информации, в-четвертых - информационное взаимодействие с различными структурами, включая СМИ и общественность на предмет поиска, внедрения и продвижения инноваций.
Информационно-аналитическое сопровождение имеет два вектора развития: внутренний и внешний. В реализации внешнего вектора происходит сбор и анализ информации об образовательных инновациях, нормативно-правовой документации по проблемам инноваций учреждений образования, публикаций прессы, телевидения, Интернета по данной тематике. Параллельно с этим осуществляется продвижение собственных образовательных инноваций в информационном образовательном пространстве. Внутренний вектор развития предполагает сбор, анализ, отслеживание результатов собственной деятельности, распространение опыта инновационной деятельности.
Интернет-сопровождение обслуживает как потребности внутренних задач управления инновационной образовательной деятельностью, так и является средой взаимодействия со всем остальным образовательным сообществом.
Входными показателями для информационно-аналитического сопровождения будет являться: информация об инновациях в целеполагании, в задачах, инновациях в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, инновациях в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д. Результаты функционирования системы информационно-аналитического сопровождения - банк образовательных инноваций, результаты мониторинговых исследований качества образования, прогнозирование и выработка рекомендаций, выявление возможных инноваций. Мониторинговые исследования проводятся на основе повторяющихся диагностических процедур, с использованием количественных показателей, позволяющих получить объективные результаты о качестве сформированности профессиональных компетенций при применении той или иной инновации.
Информационно-аналитическое сопровождение обеспечивает :
1) мониторинг инноваций: выявление потребностей в инновациях, ход внедрения инноваций, отслеживание результатов внедрения инноваций; формирование банка инноваций;
2) распространение положительного опыта внедрения инноваций в среде московского образования;
3) формирование положительного образа внедренных инноваций в родительской среде.
Подводя итог, можно сказать о том, информационно-аналитическое сопровождение деятельности Центра является важнейшим и неотъемлемым элементом его функционирования, являясь в то же время необходимым условием его развития, с учетом адекватности применения форм и методов информационно-аналитической деятельности.
|