Главная » Файлы » Инновационные практики неформального образования » По России

Коучинг и тьюторство как преемственные взаиморесурсные антропопрактики
[ · Скачать удаленно (Вести обр-я) ] 28.01.2016, 12:43
 

профессор, завкафедрой индивидуализации и тьюторства МГПУ
Татьяна Ковалева

Коучинг и тьюторство как преемственные взаиморесурсные антропопрактики

27–28 октября 2015 года в МПГУ прошла уже VIII международная научно-практическая тьюторская конференция. В этот раз она называлась: «Тьюторство в открытом образовательном пространстве и коучинг: взаиморесурсность двух профессий». И эта тема, конечно, была выбрана не случайно.

В прошлом году после лекции Петра Щедровицкого о возможном следующем этапе развития профессионального тьюторского сообщества мы решили начать ближе знакомиться и выстраивать партнерские отношения с другими профессионалами, которые так же, как и мы, работают в стратегии сопровождения жизненной траектории человека. Это – учителя, психологи, социальные работники, коучи. И вот теперь эта идея материализовалась в первой совместной конференции кафедры индивидуализации и тьюторства МПГУ с участием Межрегиональной тьюторской ассоциации и Ассоциации русскоязычных коучей. Ее целью было обсудить и проанализировать общее и специфическое в наших подходах, технологическом оснащении и реализации коучинговых и тьюторских практик.

…В современном мире миллиарды людей пользуются множеством социальных услуг, существенно облегчающих жизнь: нас одевают, обувают, кормят, организуют наш досуг. Но из них лишь некоторые претендуют на организацию такой работы с человеком, в результате которой у него появляются собственные цели, личностные смыслы, новые жизненные перспективы. Вот эти практики и называют себя антропопрактиками – практиками развития человека. И тьюторство, и коучинг в своем развитии и профессиональном оформлении на территории России претендуют именно на такое понимание своей роли.

Вот почему становится интересно и важно разобраться как в их общих основаниях, так и в их особенностях.

Мы, антропопрактики, убеждены, что главная проблема, с которой сегодня сталкивается любой думающий человек – это необходимость осознания, удержания (а иногда и защиты) своего собственного личного пространства. Почему это становится столь важным? Потому, что любой социальный институт, в который мы попадаем (начиная с детского сада и школы), стремится полностью подчинить «подведомственную личность» себе, не оставляя ей даже возможности осознания, что ее смыслы и ценности могут лежать вне стен школы, института или предприятия.

Но как помочь человеку научиться сначала осознавать, а потом и осуществлять свои собственные желания, достигать своих целей?

На этот вопрос, который считают для себя главным и коучи, и тьюторы (и в этом их принципиально важная и общая позиция), они отвечают своей практической работой – но отвечают по-разному.

Марк Кукушкин (управляющий партнер компании «Тренинг-Бутик») в статье «Коучинг и тьюторство: границы и пути сотрудничества», помещенной в этом номере «ВО», дал возможность читателю взглянуть на ситуацию с позиции коуча.

Это побуждает меня добавить к его очень точной сущностной характеристике специфики тьюторства и коучинга ряд других заметных внешнему взгляду различий:

– в работе со средой: если коучи делают ставку на непосредственную рефлексивную работу с клиентом, то тьюторы сначала организуют образовательную среду таким образом, чтобы она была открыта, вариативна и провоцировала своей избыточностью различные познавательные интересы детей и взрослых, их желание реально что-то попробовать сделать «здесь и теперь»;

– в организации временного режима: если коучинговые сессии четко определены по времени и количеству для достижения определенного результата, то тьюториалы ведут работу в более плавном режиме и имеют более длинную программную организацию;

– в применении определенных технологий и форматов работы: разный временной режим, естественно, сказывается на подборе соответствующих технологий работы и закреплении определенных приоритетных форматов.

В российском тьюторском сообществе на сегодняшний день закрепились следующие технологии (помимо канонических индивидуальных и групповых тьюториалов): организация открытых образовательных событий (которые становятся для многих участников возможностью выхода в индивидуальную образовательную программу) и личностно-ресурсное картирование как специальная технология, позволяющая тьюторантам через построение атласа ресурсных карт также выйти в построение своей индивидуальной образовательной программы.

Но все эти отличия характеризуют уже конкретные способы и форматы работы, в которых практикуют тьюторы и коучи. Главной же общей заботой остается проблема «Как возможно осознание человеком своих интересов, перспектив, целей».

Версия ответа, который дает тьюторское сообщество (и в соответствии с которым разворачивает и оформляет свою практику), звучит примерно так: «Можно работать вне категории цели, выстраивая образовательную среду таким образом, чтобы провоцировать и побуждать человека пробовать, проектировать, исследовать – и через эту деятельность выводить его к осознанию и реализации своих интересов, оформлению своих целей». Как пошутил когда-то Михаил Кларин (председатель правления Ассоциации русскоязычных коучей) на общей встрече в рабочей комиссии Министерства труда, где мы с ним представляли наши профессиональные стандарты коучей и тьюторов: «Туда, где хорошо поработал тьютор и помог человеку осознать свои цели, может прийти коуч и помочь ему выстроить план действий, чтобы достичь их с максимальной эффективностью!»

Календарь ключевых событий и мероприятий по тематике индивидуализации и тьюторства на 2016 учебный год

1–3 февраля 2016 года – XX Межрегиональная тьюторская конференция «Индивидуализация и образовательные практики, диалог культур» (название уточняется), г. Томск. Председатель оргкомитета esukhanova@mail.ru (Елена Анатольевна Суханова).

24–30 марта 2016 года (ориентировочно, могут быть изменения) – Тьюторский сейшн, г. Пермь. Контакты: info@presto.perm.ru (Виктор Раульевич Имакаев).

4–17 апреля 2016 года – Второй открытый тьюторский онлайн-фестиваль. Все регионы. Регистрация открыта: http://wp.worldtutors.ru/wppage/tyutorskij-onlajn-festival-2016/

27 июня – 5 июля 2016 года – Летний университет тьюторства, ЛУТ-2016 (Архангельская область, Устьянский район). Контакты: сайт thetutor.ru, e-mail:elenabalagina@yandex.ru (Елена Викторовна Балагина).

Весна 2016 года – обучение апробаторов профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» в части обобщенной трудовой функции «Тьюторское сопровождение в образовании». Контакты: сайт thetutor.ru, e-mail: maria.cheredilina@worldtutors.ru (Мария Юрьевна Чередилина, Москва).

Внимание: при звонках по мобильным телефонам учитывайте, пожалуйста, регион проживания и часовой пояс абонента.


Уважаемые коллеги! Напоминаем, что завтра состоится вебинар "Роль тьюторского сопровождения в системе дополнительного образования" 29.01.16

Категория: По России | Добавил: art-edu | Теги: тьюторство, коучинг
Просмотров: 2263 | Загрузок: 748 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar