Главная » Файлы » Это интересно » Нам пишут

Организация тьюторской практики: первый опыт и перспективы сетевого взаимодействия
08.06.2016, 11:56

Организация тьюторской практики магистрантов кафедры Индивидуализации и тьюторства Института детства МПГУ на базе ГБПОУ «Воробьевы горы»: первый опыт и перспективы сетевого взаимодействия

Преддипломная практика студентов магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» является одним из  завершающих тактов обучения студентов. В 2016 году практика состоялась на базе ГБПОУ «Воробьевы горы» как один из этапов сотрудничества Ресурсного центра и кафедры Индивидуализации и тьюторства Института детства Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Для студентов это действие с одной стороны завершает работу по освоению профессии, с другой стороны дает возможность апробировать результаты выпускной квалификационной работы (ВКР) в новых условиях.

Процесс был организован следующим образом:

1 апреля организована вводная встреча, на которой студенты знакомятся с возможностями ГБПОУ «Воробьевы горы», планом развития центра, а так же осуществляют самопрезентацию, которая предполагает представление себя как будущего профессионального тьютора и область исследовательского интереса, рассказав о результатах работы над магистерской работой. На этой встрече присутствовали представители разных подразделений центра, которые в диалоге с студентами определили кто, в какое подразделение отправится.

Затем на протяжении двух недель магистранты знакомились с конкретным выбранным подразделением, проектировали и согласовывали индивидуальный план практики сначала с представителями подразделения, после с руководителем практики МПГУ.

Последующие четыре недели состоялась сама практика согласно индивидуальным планам студентов. Это были разные форматы, такие как проведение ознакомительных встреч, семинаров, тьюториалов, наблюдение, работа с ресурсами центра.

27 мая был проведен круглый стол, на котором студенты презентовали полученные наработки, результаты, получили обратную связь, а так же состоялось обсуждение перспектив и возможностей дальнейшего взаимодействия ГБПОУ «Воробьевы горы»  и кафедры Индивидуализации и тьюторства.

Краткая характеристика преддипломных практик:

1. Бабуева Елена Владимировна, куратор – Солукова Вера Ивановна, апробировала ключевые элементы программы тьюториалов «Я в профессии» (разработана для студентов первого курса бакалавриата МПГУ) в структурном подразделении «Московский Колледж Профессиональных Технологий» ГБПОУ «Воробьевы горы» с учащимися первого курса колледжа. Было проведено наблюдение за группой учащихся и при совместной работе с психологом были отобраны участники в программу, дополнительным запросом был отмечен потребность в социализации конкретных учащихся. В качестве результатов практики следует отметить предоставленные в подразделение подробные сценарии проведенных занятий и рекомендации на дальнейшую работу. В ходе практики было выявлено, что подобную программу следует проводить либо на только что поступивших учащихся колледжа, либо на выпускном курсе, т.е. на тех группах учащихся, для которых актуальны вопросы самоопределения в профессии или требуется дополнительные действия, например событийность, актуализирующая запрос. При взаимодействии в программе у участников колледжа не проявлены трудности в социализации, таким образом, опыт может быть далее использован при работе специалистов этого подразделения с этими учащимися.

2. Бурмакина Ирина Анатольевна, куратор – Григорьев Игорь Сергеевич, используя наработки своей ВКР «Разработка модели пробы как средства тьюторского сопровождения», осуществила апробацию модели профессиональной, предпрофессиональной пробы со школьниками старших классов. Результатом для участников стало знакомство со способом работы, который может использоваться как средство их образовательного выбора. Для образовательной организации были описаны и представлены на итоговом круглом столе условия эффективной реализации модели пробы как средства сопровождения самоопределения и образовательного выбора учащихся. Для лучшей реализации необходима стабильная группа и более длительная работа, среди возможных форматов – разного рода интенсивы.

3. Содержанием практики Зинкевич Елены Юрьевны (куратор – Петрова Лариса Викторовна) стало выявление образовательного интереса и запроса у людей пожилого возраста среди посещающих ГБПОУ «Воробьевы горы» в сопровождении с детьми, а так же подготовка программы групповых тьюториалов и занятий для изъявивших желание людей. Основной работой стало анкетирование и опрос пожилых людей в разных корпусах, результаты, в том числе статистические, были представлены в итоговой презентации. Было выявлено, что интерес есть, даже выявлены те, кто готов провести занятие для других, проведена работа по согласованию содержания и приглашения внешнего специалиста. Однако самой встречи не было проведено, поскольку не было согласовано подходящего времени (основная причина – поездки за город), по итогу практики есть готовность провести пробную программу с сентября. Надеемся на продолжение взаимодействия по пректу.

4. Кохова Анжела Владимировна (куратор – Новикова Оксана Алексеевна) свою практику реализовала в качестве проработки материала, подготовки и проведения обучающего семинара для сотрудников Лицея «Воробьевы горы» (педагоги-психологи) с целью их ознакомления с разрабатываемой в ВКР технологией индивидуального тьюторского сопровождения предпрофессионального самоопределения учащихся старшей школы. Важной составляющей семинара стала часть - проба инструментов технологии участниками группы на себе, что позволило участникам глубже освоить составляющие. По итогу семинара участники использовали в работе с предпрофессиональным самоопределением старшеклассников разные элементы технологии и обеспечили обратную связь относительно их использования (посредством заполнения анкеты). На самом круглом столе состоялось обсуждение о возможности взаимного обогащения практик тьютора и психолога, а так же каким образом может быть реализована их совместная работа.

5. Основной задачей практики Королёвой Наталии Юрьевны была работа с электронными ресурсами ГБПОУ «Воробьёвы горы»: прояснить структуру, расположение, выделить и пополнить базу цифровых образовательных ресурсов магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» теми ресурсами, которые могут быть использованы в течение многих лет разными группами потребителей (детьми, их родителями, людьми, работающими с детьми, взрослыми) с целью развития личности ребёнка и саморазвития, в соответствии с наработками ВКР Уточнение информации по ресурсам состоялось с куратором – Лебедь Николай Николаевич, затем последовала самостоятельная работа, которая завершилась описанием выявленных и отобранных ресурсов, их группировкой по разработанным категориям. База данных с новыми ресурсами и комментариями по ним была представлена на круглом столе.

Еще два студента 27 мая представили свои наработки:

Янонис Мария Александровна осуществляла практику тьюторского сопровождения предпрофессионального самоопределения подростков на базе терапевтического сообщества приемных семей «Китеж». Целью практики было зафиксировать и проанализировать результаты разработанной программы (материалы ВКР) в динамике. Были проведены индивидуальные и групповые тьюториалы, по их материалам состоялись встречи с родителями.

Морозова Наталия Александровна осуществляла и продолжает тьюторское сопровождение десятиклассника, который перестал видеть и ходить (приобретенная инвалидность). Этот кейс стал основой ее ВКР «Определение профессиональных границ тьютором как условие разворачивания индивидуальной образовательной программы в условиях приобретенной инвалидности». Наработанные материалы вызвали активное обсуждение участников круглого стола, как метафора стало «тьютор как правозащитник тьюторанта». В целом вопрос определения и доуточнения границ требует внимания тьютора, когда он включается в сложно организованную деятельность.

Подводя итоги, можно отметить, что первый опыт взаимодействия состоялся успешным, на будущее приняты рекомендации начинать знакомство студентов с возможностями ГБПОУ «Воробьевы горы» заранее, чтобы увеличить время для студентов на проектирование своего действия и дать возможность сделать практику более насыщенной со стороны подразделений, так же отдельного внимания требует доработка нормативного обеспечения, например форма индивидуальных планов прохождения практики и форм отчетности. Надеемся на долгосрочное продуктивное сотрудничество.

 

Гусева Ксения Борисовна,

тьютор, руководитель линии освоения профессии (практики)

от лица сотрудников кафедры и студентов магистерской программы

 

 

 

 

Категория: Нам пишут | Добавил: art-edu | Теги: институт Детства, практика, магистранты, кафелра индивидуализации, тьюторы
Просмотров: 533 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar